admin | Дата: Среда, 27.08.2014, 14:20 | Сообщение # 1 |
 Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 734
Статус: Offline
|
В августе 1938 года на совещании Государственного Комитета Обороны было принято важное решение, определившее ход развития советских танковых войск вплоть до середины 40-х годов. Было решено уделить особое внимание разработке танка с мощной броней и сильным вооружением. Было сформулировано техзадание на тяжелый танк прорыва, способный самостоятельно бороться с противотанковыми пушками. Новый танк должен был заменить устаревшие Т-28 и танк Т-35. Работы над новым тяжелым танком начались незамедлительно. Мостовенко писал: «В 1938 году разработали два тяжелых танка, броня которых защищала от снарядов. Первоначально планировалось использовать три башни, но в процессе конструирования число башен сократили до двух. Столь упорная верность идее многобашенного танка объяснялась принципами его применения... Однако попытка оснастить танк противоснарядной броней тут же привела к чрезмерному утяжелению танка».
Л.Э. Лычев, один из первых конструкторов Кировского завода в Ленинграде, так описывает создание нового тяжелого танка: «В то время считалось, что тяжелый танк с несколькими башнями будет иметь повышенные боевые характеристики. Но мы убедились в том, что за мно-гобашенность приходится расплачиваться низкой маневренностью и повышенной уязвимостью машины». В 1938 году С.Ж. Котин представил в Кремле три переработанных проекта. Два проекта двухбашенных танков и один проект однобашенного танка. Сталина очень заинтересовали эти проекты. Он приказал продолжить работы по всем трем направлениям, создать прототипы и провести их сравнительные испытания. Двух-башенные танки получили обозначение Т-100 «сотка» и СМК (Сергей Миронович Киров). Внешне обе машины походили друг на друга. Они имели высоко поднятую главную башню с 76,2-мм пушкой и низко сидящую башню с 45-мм пушкой. Главная башня имела круговой сектор обстрела, сектор малой башни составлял 180 градусов. Довольно длинный корпус покоился на восьми опорных катках малого диаметра (применительно к одному борту), подвешенных на торсионах. Верхнюю часть гусеницы направляли четыре поддерживающих катка. Танк Т-100 весил 56 тонн, СМК - 45 тонн.
Экипаж состоял из шести-семи человек. Броня толщиной до 60 мм защищала танк от снарядов калибра 37 мм. Оба танка оснащались карбюраторным двигателем мощностью 400 л.с. Прототипы обоих танков участвовали в боях финской кампании.
Третьим проектом был одно-башенный танк КВ. Два прототипа KB также участвовали в войне с Финляндией. Работу над однобашенным проектом с февраля 1939 года вела группа Н.Л. Духова, входящая в состав КБ Котина. Первый прототип собрали уже в сентябре 1939 года. Отсутствие одной башни позволило сэкономить массу и оснастить танк более толстой броней. Для своего класса танк показал высокую маневренность. Испытания обоих прототипов в Финляндии прошли успешно, поэтому 19 декабря 1939 года танк приняли на вооружение. Серийный выпуск начался летом 1940 года, до конца года успели собрать 141 танк. Таким образом, от многобашенной схемы окончательно отказались. Танк KB опередил зарубежные аналоги на несколько лет.
В начале 1941 года танк KB обладал броней толщиной 75 мм, которая защищала машину от бронебойных снарядов на любых дистанциях. Удельное давление на грунт 0.75 кг/см2 было необычайно низким для 43,5-тонного танка и обеспечивалось за счет широких гусениц. Дизель мощностью 500 л.с. позволял танку развивать скорость до 35 км/ч. В угловатой башне помещалась 76,2-мм пушка Л-11 и спаренный с ней 7.62-мм пулемет ДТ. Еще один ДТ нахо-дился в шаровой установке в нише башни. Третий, курсовой, пулемет стоял слева от места механика-водителя также в шаровой установке. 6,3-кг бронебойный снаряд БР-350 имел начальную скорость 612 м/с и на дистанции 500 м пробивал броню толщиной до 66 мм. Всего боекомплект танка состоял из 114 выстрелов, половину которых составляли 6,23-килограммовые осколочно-фугасные выстрелы Ф-34 (начальная скорость 610-635 м/с).
Броня танка KB держала бронебойные снаряды немецких 37-мм и 50-мм противотанковых и 50-мм и 75-мм танковых пушек. Это делало танк KB практически неуязвимым. Задачей танков KB было поддерживать действия легких и средних танков.
В 1940 году танк KB-1 получил сварную башню, в которой установили 76,2-мм пушку Ф-34 со стволом длинной 3150 мм (41,5 калибра) - ту же, что использовалась на танк Т-34. Кроме того, летом 1941 года толщину лобовой брони корпуса увеличили со 105 до 110 мм. Бронеплиты толщиной 25 и 35 мм также крепили к бортам и корме башни. В результате масса танка возросла до 47,5 тонн. Вскоре была разработана цельнолитая башня для КВ-1. При толщине брони до 120 мм башня подняла массу танка до 48 тонн. Скорость танка упала до 29 км/ч. Генерал Катуков, докладывая 17 сентября 1942 года Сталину, сказал: «Тяжелые KB, также как танк Т-60 и Т-70... не популярны в войсках... Танк KB, товарищ Сталин, тяжелый, громоздкий и, как результат, недостаточно маневренный. В отличие от тридцатьчетверки он с большим трудом преодолевает препятствия. Кроме того, под ним рушатся мосты. Вооружен же танк той же пушкой, что и танк Т-34. Какое преимущество имеет тяжелый танк в бою? Если бы у него была более мощная пушка, мы бы могли мириться с его большой массой и другими недостатками».
В августе 1938 года на совещании Государственного Комитета Обороны было принято важное решение, определившее ход развития советских танковых войск вплоть до середины 40-х годов. Было решено уделить особое внимание разработке танка с мощной броней и сильным вооружением. Было сформулировано техзадание на тяжелый танк прорыва, способный самостоятельно бороться с противотанковыми пушками. Новый танк должен был заменить устаревшие Т-28 и танк Т-35. Работы над новым тяжелым танком начались незамедлительно. Мостовенко писал: «В 1938 году разработали два тяжелых танка, броня которых защищала от снарядов. Первоначально планировалось использовать три башни, но в процессе конструирования число башен сократили до двух. Столь упорная верность идее многобашенного танка объяснялась принципами его применения... Однако попытка оснастить танк противоснарядной броней тут же привела к чрезмерному утяжелению танка».
Л.Э. Лычев, один из первых конструкторов Кировского завода в Ленинграде, так описывает создание нового тяжелого танка: «В то время считалось, что тяжелый танк с несколькими башнями будет иметь повышенные боевые характеристики. Но мы убедились в том, что за мно-гобашенность приходится расплачиваться низкой маневренностью и повышенной уязвимостью машины». В 1938 году С.Ж. Котин представил в Кремле три переработанных проекта. Два проекта двухбашенных танков и один проект однобашенного танка. Сталина очень заинтересовали эти проекты. Он приказал продолжить работы по всем трем направлениям, создать прототипы и провести их сравнительные испытания. Двух-башенные танки получили обозначение Т-100 «сотка» и СМК (Сергей Миронович Киров). Внешне обе машины походили друг на друга. Они имели высоко поднятую главную башню с 76,2-мм пушкой и низко сидящую башню с 45-мм пушкой. Главная башня имела круговой сектор обстрела, сектор малой башни составлял 180 градусов. Довольно длинный корпус покоился на восьми опорных катках малого диаметра (применительно к одному борту), подвешенных на торсионах. Верхнюю часть гусеницы направляли четыре поддерживающих катка. Танк Т-100 весил 56 тонн, СМК - 45 тонн.
Экипаж состоял из шести-семи человек. Броня толщиной до 60 мм защищала танк от снарядов калибра 37 мм. Оба танка оснащались карбюраторным двигателем мощностью 400 л.с. Прототипы обоих танков участвовали в боях финской кампании.
Третьим проектом был одно-башенный танк КВ. Два прототипа KB также участвовали в войне с Финляндией. Работу над однобашенным проектом с февраля 1939 года вела группа Н.Л. Духова, входящая в состав КБ Котина. Первый прототип собрали уже в сентябре 1939 года. Отсутствие одной башни позволило сэкономить массу и оснастить танк более толстой броней. Для своего класса танк показал высокую маневренность. Испытания обоих прототипов в Финляндии прошли успешно, поэтому 19 декабря 1939 года танк приняли на вооружение. Серийный выпуск начался летом 1940 года, до конца года успели собрать 141 танк. Таким образом, от многобашенной схемы окончательно отказались. Танк KB опередил зарубежные аналоги на несколько лет.
В начале 1941 года танк KB обладал броней толщиной 75 мм, которая защищала машину от бронебойных снарядов на любых дистанциях. Удельное давление на грунт 0.75 кг/см2 было необычайно низким для 43,5-тонного танка и обеспечивалось за счет широких гусениц. Дизель мощностью 500 л.с. позволял танку развивать скорость до 35 км/ч. В угловатой башне помещалась 76,2-мм пушка Л-11 и спаренный с ней 7.62-мм пулемет ДТ. Еще один ДТ нахо-дился в шаровой установке в нише башни. Третий, курсовой, пулемет стоял слева от места механика-водителя также в шаровой установке. 6,3-кг бронебойный снаряд БР-350 имел начальную скорость 612 м/с и на дистанции 500 м пробивал броню толщиной до 66 мм. Всего боекомплект танка состоял из 114 выстрелов, половину которых составляли 6,23-килограммовые осколочно-фугасные выстрелы Ф-34 (начальная скорость 610-635 м/с).
Броня танка KB держала бронебойные снаряды немецких 37-мм и 50-мм противотанковых и 50-мм и 75-мм танковых пушек. Это делало танк KB практически неуязвимым. Задачей танков KB было поддерживать действия легких и средних танков.
В 1940 году танк KB-1 получил сварную башню, в которой установили 76,2-мм пушку Ф-34 со стволом длинной 3150 мм (41,5 калибра) - ту же, что использовалась на танк Т-34. Кроме того, летом 1941 года толщину лобовой брони корпуса увеличили со 105 до 110 мм. Бронеплиты толщиной 25 и 35 мм также крепили к бортам и корме башни. В результате масса танка возросла до 47,5 тонн. Вскоре была разработана цельнолитая башня для КВ-1. При толщине брони до 120 мм башня подняла массу танка до 48 тонн. Скорость танка упала до 29 км/ч. Генерал Катуков, докладывая 17 сентября 1942 года Сталину, сказал: «Тяжелые KB, также как танк Т-60 и Т-70... не популярны в войсках... Танк KB, товарищ Сталин, тяжелый, громоздкий и, как результат, недостаточно маневренный. В отличие от тридцатьчетверки он с большим трудом преодолевает препятствия. Кроме того, под ним рушатся мосты. Вооружен же танк той же пушкой, что и танк Т-34. Какое преимущество имеет тяжелый танк в бою? Если бы у него была более мощная пушка, мы бы могли мириться с его большой массой и другими недостатками».
С началом Великой Отечественной войны Кировский завод эвакуировали из Ленинграда в Челябинск. Цеха были развернуты и дали первые танки всего за несколько недель. В результате выпуск танков KB во второй половине 1941 года начал нарастать. Всего за второе полугодие фронт получил 933 танка КВ.
Боевой опыт снова подтвердил необходимость улучшить ходовые качества танка, а также повысить надежность некоторых критических узлов. Эти проблемы преследовали танк с самого начала и лишь усугубились с ростом массы машины.
На базе танка KB создавалось несколько специализированных машин. Среди них самоходная установка ЛВ-1С, вооруженная 122-мм пушкой, и КВ-2, вооруженный 85-мм пушкой. Но наибольшую важность имел огнеметный танк КВ-8. Танк вооружался огнеметом АТО-41, установленным в башне вместо спаренного пулемета. Вместо 76,2-мм пушки танк получал 45-мм пушку. Ствол сорокапятки закрывали кожухом, чтобы внешне танк не отличался от серийного. Внутри боевого отделения помещался резервуар, вмещавший 670 литров горючей смеси. Этого количества хватало на 50-55 выстрелов. В боекомплект входило 63 пиропатронов. Дальнобойность огнемета составляла 46 метров. К 45-мм пушке образца 1938 года имелось 116 выстрелов. Боекомплект к пулеметам ДТ - 2772 патрона. Масса КВ-8 - 44 тонны.
Тактико-технические характеристики КВ-1 образца 1940 года
Экипаж: 5 человек Масса: 43,5 тонны Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 образца 1939 года, 111-114 выстрелов; 3-4 7,62-мм пулемета ДТ, 3024 патрона Броня (корпус) Лоб, борта, корма: 75 мм, 75 мм, 60-75 мм Крыша: 30-40 мм Днище: 30-40 мм Броня (башня) Лоб, борта и корма: 90 мм, 75 мм, 75 мм Крыша: 35 мм Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В-2-К Мощность: 600 л.с. при 2000 об./мин Запас топлива: 600-615 л Удельная мощность: 13,8 л.с/т Длина: 6750 мм Ширина: 3320 мм Высота: 2710 мм Дорожный просвет: 450 мм Максимальная скорость: 35 км/ч Запас хода: 335 км Склон: 36 градусов Ров: 2800 мм Стена: 900-1200 мм Брод: 1450-1600 мм Удельное давление на грунт: 0,75 кг/ см2
Тактико-технические характеристики КВ-1 образца 1941 года
Экипаж: 5 человек Масса: 47,5 тонны Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 образца 1939 года, 111-114 выстрелов; 3-4 7,62-мм пулемета ДТ, 3024 патрона Броня (корпус) Лоб, борта, корма: 110 мм, 75-110 мм, 75 мм Крыша: 30-40 мм Днище: 30-40 мм Броня (башня) Лоб, борта и корма: 110 мм Крыша: 35 мм Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В-2-К Мощность: 600 л.с. при 2000 об./мин Запас топлива: 600-615 л Удельная мощность: 12,6 л.с/т Длина: 6250 мм Ширина: 3320 мм Высота: 2750 мм Дорожный просвет: 450 мм Максимальная скорость: 29 км/ч Запас хода: 250 км Склон: 36 градусов Ров: 2800 мм Стена: 900-1200 мм Брод: 1450-1600 мм Удельное давление на грунт: 0,78 кг/ см2
Тактико-технические характеристики КВ-1 образца 1942 года
Экипаж: 5 человек Масса: 48,0 тонн Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 образца 1939 года, 111-114 выстрелов; 3-4 7,62-мм пулемета ДТ, 3024 патрона Броня (корпус) Лоб, борта, корма: 100 мм, 90-130 мм, 75 мм Крыша: 30-40 мм Днище: 15-20 мм Броня (башня) Лоб, борта и корма: 120 мм Крыша: 40 мм Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый дизель В-2-К Мощность: 600 л.с. при 2000 об./мин Запас топлива: 600-615 л Удельная мощность: 12,5 л.с/т Длина: 6250 мм Ширина: 3250 мм Высота: 2750 мм Дорожный просвет: 450 мм Максимальная скорость: 29 км/ч Запас хода: 250 км Склон: 36 градусов Ров: 2800 мм Стена: 900-1200 мм Брод: 1450-1600 мм Удельное давление на грунт: 0,80 кг/ см2
|
|
| |